среда, 20 августа 2008 г.

Что делать, если воруют контент ?

В юридическом смысле под плагиатом, следует понимать умышленное присвоение авторства чужого произведения науки, искусства или изобретения, использование его или его части под своим именем без указания источника заимствования. Формулировка, как видно, однозначная и не требует особых пояснений. Публикуя любое чужое произведение под своим именем, лицо становится субъектом правонарушения за которое полагается ответственность согласно законодательству государства, которое правомочно применить санкционарную норму права. В этой статье мы постараемся дать несколько советов тем, кто столкнулся с воровством контента, размещенного на персональном сайте и попытаемся дать ответ на распространенный вопрос - "Что мне делать, если у меня воруют контент?".

Итак. Законодательство РФ в области авторских прав настолько далеко от совершенства, что многие юристы просто отказываются вести дела, которые связаны с злостными нарушениями авторских прав при размещении тех же статей в сети Интернет - мотивируется это тем, что киберпространство, по сути, является той сферой общественной жизни, которая настолько слабо урегулирована нормами авторского права РФ, что даже если и имеется явный повод для защиты вышеназванных прав, то не всегда удастся доказать, что это происходит на самом деле. А если взять еще и неурегулированность проблем касающихся пиратства цифровых носителей, то становится вообще обидно. Короче говоря, до совершенства еще очень далеко и потребуется не один десяток лет, что бы мы приблизились к тем стандартам, которые прочно вошли в обиход западного мира. Ну а эти стандарты работают на все сто и приносят хорошие дивиденды тем, кто находится по ту сторону бугра - давайте надеяться на то, что они когда-то войдут и в наш обиход. Несмотря на вышесказанное, есть прецеденты, которые говорят о том, что защитить свой контент от плагиата с помощью юрисдикционных мер можно - только для того что б чего-то добиться, придется потратить уйму времени и сил. Ниже приводится пошаговое руководства (которым, кстати, может воспользоваться не только юридическое лицо) для защиты своего авторского права в Сети.

Как же можно защитить свой контент используя нормы законодательства РФ?

Поскольку все познается на примерах, то пускай в качестве подопытного выступит некая фирма "N", которая имеет сайт с уникальным контентом, а другая фирма - назовем ее "Z" - этот контент ворует и публикует на своем ресурсе игнорируя источник, т.е. не указывая автора (такой оборот тоже расценивается как плагиат - знаете ли вы об этом?). Какие действия должна совершить фирма "N", что бы пресечь вышеописанное воровство?

Первое - необходимо удостовериться, что руководство компании знает о том, что происходит деликт. Следовательно, достаточно совершить один телефонный звонок, что бы прояснить ситуацию и сделать выводы о недобросовестном поведении фирмы "Z". После того, как станет ясно, что фирма допускает публикацию чужого контента на своем ресурсе, следует воспользоваться услугами обычной почты и направить в адрес нарушителя претензию (при этом целесообразно использовать заказное письмо). Текст претензии может быть следующего содержания:



От ООО
г. Город, адрес
ООО
г. Город, адрес
г. Город № ___ от дата 2007 г.

ПРЕТЕНЗИЯ

При проведении исследования контентного наполнения веб-ресурсов соприкасающихся со сферой нашего бизнеса сотрудниками нашей компании было выявлено, что визуальные материалы, а так же тексты размещенные на веб-сайте Вашей компании (www.Z.ru) полностью дублируют визуальные материалы и тексты размещенные на веб-сайте компании "N" www.N.ru. Компания "N" является собственником всех элементов (включая дизайн, структуру и тексты) сайта www.N.ru на основании Договора подряда на создание веб-страницы, который был заключен с компанией-разработчиком (реквизиты договора).
Компания "Z", используя аналогичные визуальные материалы и тексты размещенные на веб-сайте компании "N" нарушает права компании "N", закрепленные Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".
Руководствуясь положениями Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" компания "N" вправе требовать от компании "Z" (помимо восстановления положения, существовавшего до момента нарушения права):

а) Возмещения убытков, включая упущенную выгоду;
б) Выплату компенсации в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемую по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
в) принятия других предусмотренных законодательными актами РФ мер.

На основании вышеизложенного требуем: в десятидневный срок прекратить использование аналогичных материалов и текстов на Вашем веб-сайте.

С уважением,
Генеральный директор (подпись)
Компания "N"



Вышеприведенный текст является приблизительным - его можно варьировать в зависимости от тех нарушений, которые выявил владелец сайта. Имеет смысл указать так же и срок в течении которого будет ожидаться ответ на претензию - обычно это 3 дня.

После вышеописанной процедуры, компания "N" может выждать определенное время и начать судиться с нарушителем. Заметим, что в качестве досудебных мер можно использовать общественное мнение - например, использовать информационные средства для уведомления партнеров компании "Z" о ее недобросовестном и противоправном поведении и т.д.

Как видно из примера, фирма "N" действует сугубо в русле гражданского законодательства РФ и в конечно итоге, вполне может достигнуть успеха - при условии, что судом будет назначена грамотная экспертиза и ряд других мероприятий, которые будут свидетельствовать в пользу истца.

Как Вам такой оборот событий? Думается, не каждому улыбается перспектива залазить с головой в судебную тяжбу и тратиться на адвоката, который (а это почти на 90% в отечественных условиях) не имеет опыта в подобных делах.

Есть ли еще способы, с помощью которых можно было бы пресечь противоправную деятельность сайта-вора? Давайте посмотрим на мир глазами цивилизованного западного общества и начнем, пожалуй, со всеми так не любимой Америки.

Известно ли Вам, что существует DMCA? Если нет, то все что изложено ниже, будет для Вас весьма полезно - прочтите статью до конца и вы получите наконец то ответ на каверзный вопрос озвученный в заголовке статьи. DMCA (Digital Millennium Copyright Act - Закон О Правах На Копирование В Цифровом Тысячелетии) - это законодательный акт Соединенных Штатов Америки, который после одобрения Конгрессом 14 мая 1998 был подписан Президентом Клинтоном 28 октября того же года. В чем его суть - расскажем прямо сейчас , а каким боком он касается нас - абзацем ниже. Итак. DMCA является механизмом, который распространяет действие, достаточно жестких законодательных актов США, касающихся авторских прав, на всю существующую в объективной реальности цифровую продукцию. Одним из главных положений этого закона является непосредственно тот товар, которым насыщен Интернет - тексты, дизайн, видео, аудио и т.д. и т.п. Таким образом - все что публикуется и может быть скопировано в Интернете (разумеется, в приделах США), подпадает под действие DMCA. Действие DMCA существенно ужесточило ответственность за нарушение авторских прав осуществляемое при помощи Интернета, а так же дало возможность добросовестным провайдерам не страдать из-за противоправных действий пользователей-нарушителей. Надо отметить, что в Европе действует аналогичный закон - EUCD (European Copyright Directive). Эта директива во многом аналогична DMCA именно в тех пунктах, которые касаются нарушений авторских прав при копировании цифровой информации в Интернете.

Теперь, реальная ситуация - у Вас украли контент и выяснилось, что хостер нарушителя находится в Америке. Положения же DMCA защищают любого автора (т.е. независимо от того является ли он резидентом США или не является). Из этого следует, что Вы имеете полное право (воспользовавшись нормами Американского законодательства) требовать от хостера удаления с сервера плагиата. Заметим, что три крупнейших поисковика находятся в США и их деятельность полностью подпадает под DMCA, ну и разумеется, большинство крупных дата-центров расположены все в той же Америке. Таким образом, как бы у нас не забивали на авторских правах, но, в большинстве случаев, информация, которая циркулирует в Интернете, хранится непосредственно в США и есть все основания полагать, что их Фимида придет нам на помощь быстрее и защитит нас намного эффективней чем правосудие РФ. Если вы думаете что это шутка, то глубоко заблуждаетесь - за выполнением пунктов DMCA американские хостеры очень трепетно следят, да и поисковые машины кровно заинтересованы в том, что бы в выдаче был только оригинальный контент. Если Вы действительно желаете наказать бессовестного вора, то первое, что целесообразно сделать (причем совершенно не напрягаясь) так это добиться исключения его рессурса из индекса трех основных поисковиков. Делается это в соответствии с теми инструкциями, которые опубликованы на сайтах Гугла, Yahoo! и MSN. Правда, с Гуглом придется немного посуетиться - сервис по борьбе с нарушителями DMCA заработает только после отправки на гугловский адрес факса или письма по обычной почте.

Адрес Google:


Google, Inc.
Attn: Google Legal Support, DMCA Complaints 1600 Amphitheatre Parkway
Mountain View, CA 94043
факс: (650) 963-3255, Attn: Google Legal Support, DMCA Complaints



Впрочем, всю информацию относительно жалоб в Гугл по поводу нарушений DMCA можно найти по этому адресу: http://www.google.com/dmca.html.

Ну а остальные поисковые системы, рассматривают жалобы получив уведомление по обычной электронной почте.

После отправки жалоб администраторам поисковых систем, можно заняться и хостером, а так же регистратором домена на котором размещен сайт с плагиатом. Для этого необходимо будет воспользоваться любой из служб WhoIS - например, http://www.whoisinform.ru/.

Установив название хостера и его координаты, в строку браузера вставляется следующий адрес: http://www.copyright.gov/onlinesp/list/index.html. В каталоге (в алфавитном порядке) содержатся адреса агентов DMCA, которые непосредственно занимаются мониторингом по соблюдению авторских прав различных провайдеров. Без труда находим искомого провайдера и у нас на руках конкретный адрес - адрес, который будет очень полезен. Пишем письмо, в котором обстоятельно объясняем суть проблемы. Письмо обязательно должно содержать следующую информацию: адреса по которым можно найти плагиат и оригинал; заявление о несогласии с подобным копированием и утверждение того, что это грубое нарушение авторских прав; ну и конечно же, надо четко объяснить - именно Вы являетесь автором (т.е. мотивировать авторское право). После отправки письма остается уже только следить за развитием ситуации - тут Вы свое дело сделали.

Помимо всего прочего (по непроверенным данным) очень эффективным может оказаться отправка письма в дата-центр, где размещается площадка хостера. Но развивать эту тему не станем - чего не знаем, того не знаем.

Просто подведем итог.

Из вышеизложенного видно, что на сегодняшний день в России, защитить контент от противоправного использования будет намного проще, если воспользоваться сервисами, которые предоставляют крупные поисковые системы, чем пытаться что-то доказать юрисдикционными методами в отечественной судебной инстанции. Помимо этого - с плагиатом можно бороться, обращаясь на прямую к буржуйскому хостеру, который - как показывает практика - почти всегда идет на встречу и проверив достоверность предоставленных данных, принимает меры направленные на устранение нарушений сопряженных с авторскими правами.

2 комментария:

nupuruku комментирует...

Хорошо бы если все соблюдали правила. В большинстве случаев у нас люди просто крадут и ставят к себе. Бывает чтото ищещ в инете, а там на каждом сайта одна и таже статья. А кто её настоящий владелец не понятно :( Ну думаю скоро это будут присекать по настоящему, а не только словами.

Анонимный комментирует...

Для нашего законодательства - это темный лес. Ладно в печатной продукции, а здесь же, ну это очень сложно сделать, если и можно, то долго, себе дороже выйдет...

Понравилась статья? Размести её в социальных сетях!